На днях была у нас поднята тема о компьютерном звуке вообще, и системе 2.1 в частности. Тогда я обмолвился (не приведя никаких аргументов) о том, что тема эта не так проста, как может показаться. Сегодня позволю себе развить этот тезис.
Для начала, представьте себе концерт 60-х годов прошлого века. И на сцене Beatles!
И на каких аппаратах они играют? Да, это их любимый VOX, но попробуйте представить себе мощность этих усилителей и акустики. Ватт 50 есть? Ну, представим себе, что все 100 ватт или даже 200! А в зале Нью-Йоркского «Колизеума» на минуточку 7 000 зрителей. И что они слышали? Да музыканты сами себя не слышали!
Сейчас считается нормальным, чтобы на 100 зрителей был 1 кВт мощности аппаратуры. А в те времена даже представить себе подобную цифру было невозможно. И битлы еще нормально себя чувствовали. На нашей родной советской сцене у инструменталистов стояли ламповые «Электрон – 10», где цифрой обозначалась мощность. В выходном каскаде были аж две штуки 6П14П. А на вокале был болгарский «Моно-25» - и это считалось очень неплохо.
У Софии Ротару стоял венгерский «BEAG-250» - и это было запредельно!!! Кстати, обратите внимание, что у тех же битлов возле колонок нет никаких микрофонов. Инструментальное оборудование – само по себе, вокальное – само по себе. Барабаны, к слову, тоже никак не подзвучиваются.
Потом поняли, что так дальше продолжаться не может, и придумали систему, актуальную по сей день. На сцене у инструменталистов стоят небольшие, но очень качественные комбики. Около них – стойка с микрофоном. А уж сигнал с инструментальных и вокальных микрофонов идет на общий пульт, где и сводится грамотным звукорежиссером. Именно от него зависит сбалансированность звучания группы.
Дальше сигнал поступает на кроссовер, который делит его, как правило, на три полосы. Низкие, средние и высокие. В каждой из этих полос свое усиление и своя акустика, разумеется, с учетом требований полосы усиливаемых частот.
Это, в самом общем виде, о том, что находится на концертной площадке. О том же, что стоит на нормальных студиях звукозаписи, и говорить не будем.
Как же всё это пытались воспроизвести любители музыки? Покупали хорошую вертушку винила – «Вега» вполне себе ничего была. К ней брался достаточно мощный и качественный широкополосный усилитель – «Амфитон» вполне соответствовал требованиям. Ну и колонки S-90.
В них как раз и были решены эти самые три полосы. Деление осуществлялось LC – фильтрами, тоже вполне приличными. Очень нормальный звук получался.
К чему я все это говорю? Да к тому, что теперь всё это мы пытаемся воспроизвести через пластмассовые колонки с какими-то двухдюймовыми динамиками. Но это крайний случай, мы его рассматривать не будем.
Замечу, что наиболее сложным является достоверное воспроизведение низких частот. Середина и верха – несложная задача. А вот для низов нужно и усиление достаточное и динамики хорошие и акустическое оформление соответствующее плюс грамотно посчитанный фазоинвертор.
То есть, компьютерные трехполосные колонки выглядели бы достаточно внушительно. Но! Кто-то очень удачно заметил, что источник низкочастотного сигнала не локализуется. То есть, где бы ни стояла НЧ колонка, нам будет казаться, что звук от нее расположен там же, где середина и верха. Это был прорыв. Оказалось, что низкочастотный сигнал с обоих каналов можно направить в одну колонку и поставить ее где-нибудь под столом. А середину и верх сделать отдельно, почему к ним приклеилось слово «сателлит» - ваще не понимаю!
Итак, стандартная система выглядит именно так: два сателлита и сабвуфер. И если кого-то смущает, что каналов воспроизведения два, а в сабе чаще всего стоит один динамик, то могу вам сказать, что нас элементарно обманывают. Два входных сигнала во входных цепях усилителя тупо сводят вместе (через резисторную развязку) и направляют на усилитель саба. То, что при этом сигналы попадают из канала в канал, - никого не волнует.
В лучшем случае в схему усилителя саба входит фильтр, который выделяет НЧ-составляющую, в худшем – пускают сигнал напрямую, в надежде, что динамик все равно не воспроизведет ни высокие, ни средние.
Вот такое мы с вами и слушаем.
Свежие комментарии